MAFIA, GTA VC, GTA SA автобусы троллейбусы эксклюзивные модели

 ЛАЗ-697

 

 

В сентябре 1958 года коллективом ЛАЗа и НАМИ был создан опытный автобус в туристическом варианте, который получил собственный индекс ЛАЗ-697 и имя собственное "Турист". В салоне автобуса - 34 комфортабельных регулируемых сидения, на спинках которых имеются: плафоны индивидуального ночного освещения, пепельницы, сетки для газет и журналов. Сам автобус имеел раздвижную крышу, установку принудительной вентиляции с увлажнением воздуха, калориферное отопление, радиоприемник с микрофоном и багажники под полом. На автобусе установлены телескопические амортизаторы и гидропривод сцепления. Впервые на этом автобусе установлен заводской знак - буква "Л" в обрамлении - потом такой знак будет стоять на всех серийных "Туристах". Этот автобус демонстрировался на ВДНХ СССР, а потом группа заводских туристов совершила на нём поездку по Чехословакии и Польше.

 

 

 

 

В июне 1959 года был создан второй вариант автобуса ЛАЗ-697 "Турист". Автобус был оборудован мягкими регулируемыми в поперечном направлении и по наклону спинки сидениями. Всего в салоне 33 пассажирских места.Также имелось сидение для экскурсовода, поворачивавшееся на 180 градусов. Для принудительной вентиляции салона в жаркую погоду в крыше автобуса был установлен сдвижной люк (размер 1800х2700мм; такие люки впоследствии устанавливались на некоторые партии серийных автобусов ЛАЗ-697 и ЛАЗ-697Е). А для естественной вентиляции, впервые именно на этом автобусе, был сделан специальный воздухозаборник над лобовым стеклом, из-за чего над стеклом образовался козырёк-"кепочка" из надвинутой крыши. Эта "кепочка" очень скоро станет достоянием всех серийных автобусов ЛАЗ. На этом же автобусе, также впервые на ЛАЗах, были установлены форточки увеличенного размера, которые потом тоже стали обязательными для всех ЛАЗов. Также было уменьшено остекление передних скатов крыши. Автобус комплектовался двигателем ЗИЛ-164 и подвеской на четырех полуэллиптических ресорах с корректирующими пружинами. Для багажа предусматривались багажные отсеки под полом автобуса объёмом 3,5м3. Данный экземпляр экспонировался на Международной выставке в Марселе в 1959 году и на автомобильной выставке в Женеве в 1960 году.

 

 А в ноябре 1959 года был изготовлен ещё один опытный экземпляр ЛАЗ-697 "Турист", который считался эталоном для серийного производства. Серийное производство ЛАЗ-697 началось в самом конце 1959 года и продолжалось до 1963 года, когда его сменил автобус ЛАЗ-697Е "Турист". В конце 1963 года изготавливалась переходная модель ЛАЗ-697, котрая сохраняла ниспадающие молдинги на кузове, но уже имела большие круглые арки колёс. Серийный автобус комплектовался двигателем ЗИЛ-158Л, мощностью 109 л.с. Габариты 9220х2500х2990мм, база 4190мм.

 

 

Междугородный автобус ЛАЗ-697 "Турист" Львовский автобусный завод начал делать с 1960 г., унифицировав его с моделью ЛАЗ-695Б. В его салоне находилось 33 комфортабельных кресла, машина была радиофицирована, оснащена двумя противотуманными фарами. По двигателю (ЗиЛ-158А) она оставалась аналогична ЛАЗ-695Б. В правом борту была одна одностворчатая дверь, открываемая вручную. С 1961 года на ЛАЗ начались эпизодические поставки нового двигателя ЗИЛ-130, мощностью 150л.с. и одновременно с этими поставками на заводе началось произодство автобуса ЛАЗ-697Е, который отличался от ЛАЗ-697 только новым двигателем. Полностью на производство ЛАЗ-697Е завод перешёл только в 1963 году, с началом регулярных поставок двигателя ЗИЛ-130 во Львов.  Автобусы ЛАЗ-697Е выпуска 1961-1963 годов не отличались по внешнему виду от аналогичных автобусов ЛАЗ-697 того же периода выпуска, зато с начала 1964 года все львовские автобусы получили круглые арки колёс, а непосредственно с туристических модификаций исчезли ниспадающие молдинги на кузове. Таким образом, автобусы ЛАЗ-697Е выпуска 1964-1969 года выглядели намного современнее своих предшественников и легко распознаются внешне. В 1969 году автобус ЛАЗ-697Е сменил в производстве автобус ЛАЗ-697М. Габариты ЛАЗ-697Е: 9220х2500х3050мм, база - 4190мм.

  

 

 

 

Автобус ЛАЗ-697М "Турист" заменил в 1970 году выпускавшийся до этого автобус ЛАЗ-697Е. Новый автобус отличался от прежнего несколько иной верхней частью кузова с увеличенным боковыми окнами и отсутствием сзади воздухозаборника-трубы - забор воздуха для двигателя теперь осуществлялся через боковые дефлекторы,  получил гидроусилитель руля, венгерский задний мост "Раба". Первый демонстрационный автобус ЛАЗ-697М был показан на выставке в Москве в 1969 году и от серийных он отличался чуть-чуть другим оформлением передка и аварийными открывающимися выходами на месте некоторых боковых стёкол. Этот автобус потом несколько раз демонстрировался на различных выставках вплоть до года окончания выпуска всей серии ЛАЗ-697М.

 

    Серийно автобусы ЛАЗ-697М производились до 1975 года, а отличить их всегда можно по большой букве "Л" на передке. В конце производства ЛАЗ-697М выпускалась переходная модель у которой передняя часть автобуса сохранялась ещё от ЛАЗ-697М, а задняя часть кузова соответствовала уже ЛАЗ-697Н. Аналогичная ситуация происходила и с автобусами ЛАЗ-695М - они тоже одно время выпускались в переходном варианте.

 

  

 

 

 

После изменения дизайна передней части машины (увеличились лобовые стекла) в 1973 году машина получила индекс Н. Первые опытные экземпляры автобуса ЛАЗ-697Н "Турист" были замечены на ВДНХ СССР в 1971 году. По сути, этот автобус был неким гибридом из серийного на тот момент кузова ЛАЗ-697М с новым передком. Интересно, что опытные образцы ЛАЗ-697Н появились несколько позже опытных образцов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-699Н, но в серийном производстве он был освоен раньше этих автобусов, уже в 1975 году. Выпуск ЛАЗ-697Н в "классическом" виде с полностью новым кузовом продолжался недолго, менее трёх лет. В 1978 году на ЛАЗе начали производство переходной модели, которая наименовалась ещё ЛАЗ-697Н, но по многим элементам уже была унифицирована с будущей моделью ЛАЗ-697Р. Например, боковые окна автобуса лишились форточек - вентиляция кузова теперь осуществлялась через единый воздухозаборник на крыше автобуса. Интересная особенность именно этой партии 697-х - на них появилась вторая входная дверь в заднем свесе, как у более старшего собрата ЛАЗ-699Н. Но наличие дополнительной входной двери на таком коротком автобусе очень сильно снижало пассажировместимость и на ЛАЗ-699Р от такой двери вновь отказались.

 

      

 

В 60-е и 70-е годы ЛАЗ-697 встречался довольно часто, так как был основной междугородной моделью Львовского автозавода. В то же время удлиненная 699-я модель выпускалась лишь небольшими партиями. Но в 1973 году начался серийный выпуск ЛАЗ-699Н, а производство 697-х резко снизилось, а в первой половине 90-х и вовсе прекратилось, в отличии от ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699, выпуск которых во Львове продолжался до 2002 года

 

 

 

Технические характеристики автобуса ЛАЗ-697:

 

Габаритные размеры, мм  9190x2500x2990 

Число мест  33 

Масса в снаряженном состоянии кг  6950 

Полный вес, кг  10230 

Колесная база, мм  4190 

Минимальный дорожний просвет, мм  270 

Максимальная скорость, км/ч  75 

Расход топлива, л/100км  35 

Двигатель  ЗИЛ-130Я2, карбюраторный, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный 

Объем двигателя, л  6 

Максимальная мощность  150 л.с. 

Сцепление  однодисковое, сухое с гидравлическим приводом 

Коробка передач  пятиступенчатая 

Главная передача  двойная: пара конических и пара цилиндрических шестерен 

Рулевой механизм  глобоидный червяк и кривошип с роликом 

Размер шин  11,00-25

 

 

Информация с сайтов http://denisovets.narod.ru.

                                         http://gortransport.kharkov.ua/

 

 

Фотографии с сайта http://denisovets.narod.ru.

 

 

Hosted by uCoz